четверг, 1 декабря 2011 г.

Кузебай Гердлэн берпум осконэз

4-тӥ декабре 1922-тӥ арын Кузебай Герд Хельсинкиысь финно-угор бӧляке пыртон сярысь заявление гожтэ (удмурт но ӟуч кылын). Тодӥз-а меда со, маин со берытскоз солы? Оскисько, СОФИН уж сярысь ваньдылэн кылэмды вань.

Нош берытскиз со Гердлы но Борисовлы тани маин (оглюкетэз гинэ):
"Лидеры удмуртского национализма - кадет МИХЕЕВ и эсер ЯКОВЛЕВ (бывш. редактор право-эсеровской Удмуртской газеты в Елабуге"), примыкают вместе со своими единомышленниками к Колчаку, а писатель ГЕРД  примыкает к "национал-демократической" группировке, маневри-рующей в сторону Соввласти и возглавляемой в этот период членом партии БОРИСОВЫМ, рассматривающим свое пребывание в рядах партии, как способ зашифровки своих действи-тельных национал-шовинистических планов". (Том I-й, д/д. 13, 14).

Пытсэс улэ шедьыса, кылбурчи, тодосчи, этнограф осконзэ уг ышты.  Гожтэтаз, кудзэ со ыстэ Иосиф Наговицынлы, К. Герд ачиз понна уг куры, удмурт калык но удмурт кыл сярысь гожтэм ужъёсыз понна сюлмаське. 

Сётӥсько расшифровказэ:
23 октября 1934 г.
о. Соловки
Глубокоуважаемый Иосиф Алексеевич!
Надеюсь, это письмо Вы не сочтете актом, унижающим Вас. Пишу, чтобы напомнить Вам о своем существовании. Здоровье мое довольно ухудшилось и я крайне обеспокоен тем, что мой рукописный архив громадных собраний удмуртских песен, загадок, сказок, моих ненапечатанных произведений и т. д. погибнет бесполезно, т. к. возможно моя жена в силу отъезда из Ижевска, весь мой архив, обременяющий ее, оставила где-нибудь на произвол судьбы. Я обращаюсь к Вам с просьбой: не сможете ли вы принять какие-либо меры, чтобы этот архив и ценная библиотека о вотяках каким-нибудь образом была спасена и хотя бы передана куда-нибудь в научное учреждение. Кроме того, у меня у Московских знакомых остался архив фонографических записей удмуртских песен, мелодий на 300-ах валиках. Всем этим я просил бы Вас содействовать сохранению собранного мною материала, т. к. он ценен. Заниматься творческой литературной работой я лишен возможности из-за здоровья. Считал бы величайшим счастьем, если бы смог увидеться лично с Вами и объясниться по ряду вопросов, хотя бы в течении нескольких минут. Надеюсь, Вы не откажете в моих просьбах. До боли жаль, что я оторван от своей любимой педагогической и литературной работы. 
С уважением, К. Герд
Адрес: г. Кемь. Мурманский ж/д Карельской АССР. о. Соловки.
III труд/колония. Кузьма Павлович Герд


Ваньмыз берытскиз Кузебай Гердлы таин:











Комментариев нет:

Отправить комментарий